01Июн

Разбираемся с особенностями учета
Когда мы своим клиентам объясняем, как просматривать и интерпретировать отчеты Google Analytics, то наибольшее удивление у них вызывает прямой трафик. Оказывается, что это не совсем то, что они под этим подразумевали.
Именно под переходами на ваш сайт, которые регистрируются как источник direct/ канал none скрывается нечто большее.

Источники трафика в Google Analztics

Практически в каждом аккаунте аналитики большая часть трафика приходится на источник direct.

Что такое прямой трафик в Google Analytics

Как правило, под прямым трафиком подразумеваются переходы на сайт, в которых посетители задали адрес вашего сайта в браузере. И вы, к сожалению, не можете проследить, откуда они узнали о вашем сайте и по какой причине решили его посетить. Еще один вариант прямого трафика – переход по сохраненной закладке.
Мало кто знает, что в Google Analytics в раздел источник direct/ канал none попадают переходы, источник которых система не может идентифицировать. Происходит это по многим причинам, в данный раздел попадают переходы:

  • из электронных писем
  • из загруженных документов
  • переходы из мобильных приложений
  • посещения страницы JavaScript ботами
  • редирект 302, если сервер не передает соответствующей информации о реферере
  • переходы по сокращенными некоторыми сервисами ссылкам
  • не использование или некорректное использование utm-меток
  • потерянные рефералы, например, из-за перехода с сайта с HTTPS на сайт без HTTPS.

Что можно предпринять, чтобы такие переходы не засчитывались, как прямой трафик

Самым простым в данном случае использование меток по возможности во всех ссылках, которые вы где-либо размещаете: в pdf — документах, сайтах, новостных рассылках, QR-кодах и т.д.
Для этого можно использовать сервис Campaign URL Builder компании Google.
Так ссылка из новостной рассылки для одного из предложений нашей компании может выглядеть так:

Пример ссылки с utm метками

Это поможет вам внести больше ясности по источникам перехода на ваш сайт. А значит вы получите более качественную основу для анализа посещаемости и поведения потребителей на вашем сайте.

Прямой трафик и модель атрибуции по последнему непрямому переходу

Это еще не все сюрпризы с прямым трафиком. Дело в том, что по умолчанию в аналитике используется модель распределения ценности конверсий по последнему непрямому переходу.
Как это отражается на отчетах по источникам трафика? Представим себе такую ситуацию: вы искали в гугле нужный вам товар и перешли на сайт. Этот переход будет записан как google/organic.
Вам понравился сайт и вы решили его еще раз посетить. Вы запомнили его адрес и сразу задали его в браузере. Думаете, что такой переход будет учтен как direct/ none. Вы будете удивлены, но нет. В данном случае программа использует реферер первого визита. И этот переход будет учтен как google/organic.

На первый взгляд выглядит все очень нелогично. Но давайте еще раз вспомним, что к прямому трафику относятся переходы с отсутствующей информацией об источнике трафика. Т. е. попросту говоря,  сюда относится трафик с источником «мы точно не знаем, откуда они пришли».
Поэтому при распределении ценности конверсии отдать ее источнику трафика «мы не знаем источник», не будет совсем оптимальным решением и вы не сможете правильно оценить другие маркетинговые каналы. Прямой (неизвестный) источник трафика в аналитике в этой модели атрибуции не заменяет уже известный источник трафика. (По умолчанию такой трафик включает в себя все предыдущие сеансы этого пользователя за последние 6 месяцев. Ознакомиться или скорректировать можно в административной панели Google Analytics).

Примеры определения видов трафика

Примеры источников трафика в Google Analytics

Прямой трафик в отчетах многоканальные последовательности

В этих отчетах прямые переходы не «переписываются» последним известным источником трафика. Например, в отчетах «Основные пути конверсии» или «Ассоциированные конверсии» можно увидеть данные по «настоящему» прямому трафику.
Пример отчета Основные пути конверсии

Прямой трафик в в Google Analytics — как анализировать

Возникает логичный вопрос, что теперь совсем эти делать. Для начала понять, какие переходы относятся к прямым.
Что можно сделать еще:

  • по возможности проставить теги отслеживания во всех ссылках, которые вы используете в различных рекламных кампаниях, рассылках, документах для загрузки, QR-кодах и т. д.
  • если у вас настроено отслеживание конверсий, то можно воспользоваться отчетом «Основные пути конверсии», чтобы проанализировать данные о том, как участвует прямой трафик в совершении конверсий

Конечно же не совсем удобно анализировать данные по источникам трафика. Не всегда понятно, действительно ли, например, так много переходов из поисковых систем или какая-то часть посетителей уже запомнила адрес вашей страницы или сохранила в закладках. Но, к сожалению, в Google Analytics невозможно изменить модель атрибуции, установленную по умолчанию. Можно только поменять только время отслеживания сеансов: Администратор – Отслеживание – Настройки сеанса – Время ожидания кампании.

Настройки сеанса в Google Analytics

По умолчанию время ожидания сеанса составляет 6 месяцев, но вы можете уменьшить или увеличить эту величину.

Помните, что это очень серьезное изменение настроек в аккаунте. Поэтому прежде, чем изменять эту величину, советуем подумать, насколько вам это нужно.